Из-за бензинового кризиса позиции российских поставщиков топлива на зарубежных рынках серьезно пострадали. Таджикистан может отказаться от поставок нефтепродуктов «Газпром нефтью» в пользу Ирана. Его президент Махмуд Ахмадинежад заявил, что его страна готова полностью обеспечивать нефтепродуктами эту страну, пишет РБК daily.
Президент Ахмадинежад подчеркнул, что, если Тегеран не сможет осуществлять поставки в Таджикистан через трубопровод, будут использованы альтернативные способы. Данный вопрос будет обсуждаться на девятом заседании таджикско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, которое пройдет в ближайшее время в Тегеране. Около 80% рынка нефтепродуктов республики занимает «Газпром нефть». В настоящее время таджикское подразделение российской «Газпром нефти» ведет переговоры о покупке топливозаправочного комплекса (ТЗК) аэропорта Душанбе.
По оценкам ИАЦ «Кортес», в 2010 году на рынок Таджикистана поставлено 305 тыс. т российского бензина, 49 тыс. т дизтоплива. «Газпром нефть» продала порядка 140 тыс. т бензина и 70 тыс. т дизельного топлива, пояснили в компании. Однако к середине текущего года доля «Газпромнефть-Таджикистан» возросла за счет снижения объемов производства другими участниками рынка.
Нефтепродуктовый рынок республики был дестабилизирован бензиновым кризисом, который возник в России этой весной. Для решения проблем с дефицитом топлива российские власти решили поднять экспортную пошлину на бензин до 90%. В результате производители были вынуждены либо сократить экспортируемые объемы, либо продавать их на зарубежных рынках по ценам, учитывающим новые ставки.
Ранее Таджикистан мог покупать российское топливо беспошлинно. С образованием Таможенного союза экспорт нефтепродуктов стал облагаться пошлиной, и Таджикистан был вынужден мириться с таким положением дел — альтернативных поставщиков топлива у страны фактически нет, поясняет директор департамента Due Diligence «2К Аудит — Деловые консультации/Morison International» Александр Шток. Однако увеличенная экспортная пошлина на российское топливо дает новую цену, которая уже не является безальтернативной для Таджикистана, и он пытается найти другого поставщика, отмечает эксперт. Несмотря на сложную логистику, поставки топлива из Ирана могут стать альтернативой нефтепродуктов из России. «Иранский бензин дешевле российского, однако проблема в том, что в Иране плохо развита переработка и страна сама вынуждена импортировать бензин. Поэтому главный вопрос, согласится ли Тегеран обеспечить Таджикистан топливом в необходимом объеме и на каких условиях», — говорит г-н Шток.
Галина Старинская
|