Как Украина и Турция будут добиваться «деоккупации» российского полуострова?
9 марта президент Украины отправился на встречу со своим турецким коллегой с предложением «дружить против» России.
По итогам завершившегося двухдневного визита Пётр Порошенко сообщил, что стороны договорились работать над созданием международного формата переговоров по возвращению Крыма под украинскую юрисдикцию. Не вдаваясь в детали, он упомянул, что совместные действия, «направленные на деоккупацию Крыма», включают модель «Женева плюс» — с участием гарантов Будапештского меморандума, Турции и Украины.
Впрочем, судя по активизации военно-технического сотрудничества (два корабля ВМС Украины — фрегат «Гетман Сагайдачный» и судно «Балта» — провели совместные учения с фрегатом ВМС Турции), Киев и Анкара не очень верят в успех этой затеи. Прозрачно намекая, что у них в запасе есть и более брутальные аргументы, если с Россией не удастся договориться за столом переговоров.
В целях оказания давления на РФ украинские власти, видимо, планируют разыграть старую карту под названием «гонения Москвы на крымских татар». Незадолго до визита Пётр Порошенко обратился к участникам второго Всемирного конгресса крымских татар, который прошёл в Турции, пообещав Крыму статус национально-территориальной автономии в составе Украины. Примечательно, что на эту инициативу сразу же откликнулись украинские ультранационалисты. Они буквально обрушили шквал критики на идею создания «татарской автономии» в Крыму. «Мы выступаем за то, чтобы Крым был украинским, а не татарским. Мы не за татар там выступаем», — предельно откровенно и без экивоков говорится в распространённом комментарии боевиков батальона «Азов». Так или иначе, после резкого ухудшения российско-турецких отношений у непризнанного меджлиса крымских татар появился новый союзник.
Понимая, что сказками об «успехах евроинтеграции» население Украины не накормишь, Порошенко рассчитывает на помощь со стороны Турции, которая получила уникальный опыт бесперспективного пребывания в европейском «предбаннике». Президент Украины отметил, какое огромное значение для наращивания товарооборота будет иметь создание зоны свободной торговли между двумя странами. Похвастать конкретикой (помимо громких антироссийских деклараций) Эрдогану и Порошенко не удалось. Правда, стороны договорились расширить сотрудничество в сфере международных комбинированных перевозок (по суше и морю).
Правительство Украины выразило намерение развивать сеть железнодорожно-паромного сообщения с Турцией за счет нового маршрута — Ильичевск — Самсун.
Заявляя о создании альянса, руководители Украины и Турции выдают желаемое за действительное, считает директор Украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов.
— Начнём с того, что это будет неравноправное партнёрство. Потому что указанные страны несопоставимы по своей экономической и военной мощи. Турция даже претендует на роль регионального лидера. На Украине совершенно обратная ситуация — государство находится в состоянии дефолта, неспособно платить по долгам, в том числе по российскому кредиту.
Её вооружённые силы резко деградируют. Не случайно, офицеры ВМС Украины дезертируют, бегут в тот самый российский Крым, который Порошенко собирается возвращать. Фактически, это будет мезальянс, в котором Киеву отведена роль ведомого.
— Украинским властям не привыкать выступать в этом качестве…
— Разумеется. Но лозунги это одно, а реальность совсем другое. Турция не будет в ущерб собственным интересам помогать Украине. Анкаре незачем вкладывать деньги в умирающую экономику. Все декларации Порошенко рассчитаны на внутреннюю аудиторию.
Президент Украины предлагает решать «проблему Крыма» в рамках международного переговорного формата «Женева-2». Что это такое никто, естественно, не удосужился объяснить. Это такая дурная традиция украинского политикума — разглагольствовать о мифических проектах, вроде «Минска-3». Любой формат, несогласованный с Россией, изначально мертворождён.
— По поводу Крыма российское руководство неоднократно заявляло, что такой проблемы не существует.
— Соответственно, никаких переговоров по поводу территориальной принадлежности одного из субъектов РФ не может быть, в принципе. Нет, Порошенко, конечно, может встречаться с кем угодно, только никакого смысла в этом не будет. А, значит, «Женева-2» это не более, чем фикция.
— Может ли турецкое руководство в рамках мер по «деоккупации Крыма» поддерживать крымско-татарских диссидентов или пойти на создание турецко-украинских диверсионных батальонов? Тем более, что Турция уже превратилась в «проходной двор» для экстремистов всех мастей — проблем с кадрами не будет.
— Анкара, думаю, отдаёт себе отчёт в том, к каким последствиям приведут такие инициативы. Для турок эта авантюра может закончиться очередным военным фиаско вроде проигранного Синопского сражения. У нас неоднократно случались конфликты с Турцией и ничем хорошим для османов они не заканчивались.
В Анкаре прекрасно понимают, что решение курдской проблемы, во-многом, зависит от России. В такой ситуации образование антироссийской коалиции с украинскими властями имеет смысл только в качестве рычага для оказания информационного давления. Далеко не все турецкие элиты смотрят на мир глазами Эрдогана. Не стоит забывать, что Россия с 1 января 2016 года ввела визовый режим с Турцией. Это дополнительно затрудняет проникновение на территорию РФ нежелательных элементов. Наконец, у нас есть мощные спецслужбы, которые не допустят провокаций.
Экономика Турции болезненно переживает разрыв торговых отношений с Россией. В этом плане Украина не в состоянии восполнить потери турецкого рынка. Не случайно, многие турецкие политики критикуют режим Эрдогана, требуя прекратить конфронтацию с Москвой. В Турции есть люди, с которыми можно договариваться.
— Что объединяет Турцию и Украину кроме сложных отношений с РФ и географии?
— Да, практически, ничего. Обе стороны пытаются «поигрывать мускулами», которых, по сути, нет. Так что, нашей дипломатии не стоит обращать внимание на всякого рода «вербальные интервенции» и создание «бумажных альянсов».
— Куратор майданных властей посол США на Украине Джеффри Пайетт в интервью украинскому изданию дал понять, что Вашингтон не собирается включать крымскую проблематику в переговорную повестку. По его словам, «наше внимание сосредоточено на том, чтобы сделать „Минск" успешным».
— В этом плане я могу процитировать шефа Пайетта президента Барака Обаму, который, вообще, заявил, что Украина не входит в число внешнеполитических приоритетов США. То есть, Америка не собирается воевать с Россией ни за Крым, ни за Донбасс. А минский формат не подразумевает обсуждение вопроса территориальной принадлежности Крыма.
Конечно, украинские политики хотели бы выдумать новый формат, но, как это часто бывает, они «бегут впереди паровоза». Что касается военного реванша, это полная чушь. Все эти добровольческие батальоны, которые не полностью подконтрольны Киеву, и регулярные ВСУ знают одну простую вещь. Любая попытка решить проблемы силовым путём получит жёсткий отпор со стороны РФ. Если начнётся военное наступление на Крым, то у России не будет другого выбора как применить оружие. А исход такого противостояния предопределён заранее — у Украины нет никаких шансов. Пойти на это равноценно политическому самоубийству.
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» РИСИ Аждар Куртов полагает, что военное сотрудничество между Украиной и Турцией не представляет серьёзную угрозу нашей стране.
— Военно-морские силы Украины в своём нынешнем состоянии это довольно жалкое зрелище. Есть фрегат «Гетман Сагайдачный» корвет «Тернополь», корабль управления «Славутич» и десантный корабль «Константин Ольшанский». Правда, вице-адмирал Гайдук заявил о намерении построить к 2020 году 2−4 подводные лодки. Но не факт, что на это найдут деньги. Кроме того, ВМСУ лишились удобных баз в Крыму.
Учитывая эти факторы, а также общую дезорганизацию промышленной сферы на Украине, Киев не выглядит привлекательным союзником для Анкары. Да, у турок есть хороший флот, но до обострения отношений с РФ Чёрное море не выступало приоритетом в плане размещения ВМФ. Поскольку основным противником и, соответственно, потенциальным театром боевых действий представлялась Греция (это связано с проблемой Северного Кипра). А если нет мощных баз на Чёрном море, то прежде чем передислоцировать флот, их придётся построить.
— Удастся ли Турции использовать против России фактор крымских татар?
— Радикалы из Меджлиса, между прочим, выступали с сепаратистскими лозунгами, когда полуостров находился в составе Украины. По этой причине их не очень-то жаловали в Киеве. Отношения между турками и крымскими татарами тоже не стоит идеализировать. До того как Екатерина II присоединила Крым, это был протекторат Османской империи. Полной независимостью он не обладал. Если султан хотел сместить хана, то посылал ему шёлковый шнурок, с помощью которого вассал должен был удавиться.
Доминирование крымских татар невозможно и по целому ряду других причин. Взять хотя бы демографический фактор. Татары (не только крымские) составляют 10−15% населения полуострова. Понятно, что русских и украинцев здесь проживает гораздо больше. А спекуляции на тему «исторической родины», по этой логике, справедливы и в отношении крымских греков, и много кого ещё.
Более того, меняются и настроения среди самих крымских татар. Они ведь помнят, как украинские власти «динамили» их по поводу предоставления статуса регионального языка, и земельной амнистии. Согласно же закону РФ «О реабилитации репрессированных народов» пострадавшие люди получают льготы. На Украине татары и мечтать не могли о таком. Думаю, большая часть крымских татар предпочтёт остаться в составе нормальной страны, чем возвращаться в лоно украинского пещерного национализма и экстремизма.
Да, есть диаспора крымских татар, которая может проводить митинги по образцу черкесской диаспоры за рубежом. Политизированные закопёрщики пытались сорвать Олимпиаду в Сочи, но у них ровным счётом ничего не вышло. Всё это пропаганда и политтехнологии.
— Украинские власти постоянно апеллируют к Будапештскому соглашению от 1994 года, которое якобы нарушила Россия.
— Во-первых, оно касалось аспектов, связанных с выводом ядерных вооружений, которые после распада СССР остались на территории Украины. Даже, если бы РФ тогда не была против, США и европейцы не оставили бы ЯО «самостийщикам», которые могли бы продать его тем же исламским экстремистам. Во-вторых, это не договор, а лишь меморандум о намерениях. Это политический документ, не имеющий строгой юридической силы.
Что касается территориальной целостности, то сколько раз этот принцип нарушался с момента подписания Хельсинского договора в 1975 году? Сначала было объединение Германии, развал СССР, Югославии, насильственное отделение Косово от Сербии. Ничего, переживут, привыкнут и будут вынуждены считаться с реальностью.
У Украины и Турции не тот политический вес, чтобы диктовать России, в каком переговорном формате ей участвовать. Да, это две причерноморские страны, плюс есть ещё Грузия, которую пытаются «подверстать» на антироссийской почве. Если турки станут политизировать отношения причерноморских стран с Россией, это ударит по тем экономическим проектам, реализация которых и так под большим вопросом.
— Порошенко предложил туркам использовать пустые украинские ПХГ, насколько в этом заинтересована Анкара?
— Сегодня газ стоит дешёво, если купить побольше топлива и отправить его на хранение в расчёте на отскок цен, то потом можно получить определённую маржу. Турецкое руководство сейчас «дружит против» Москвы. Но, например, компания «Газпром» никогда не прерывала поставки ни в страны ЕС, ни в Турцию. Чего не скажешь об Украине, руководство которой не раз «ловили за руку» на краже чужого имущества (экспортного российского топлива).
В совместной Декларации Порошенко и Эрдоган договорились участвовать в разработке проектов поставки природного газа, добываемого в Каспийском регионе, в Европу. Хотя это абсолютная утопия — транскаспийский трубопровод построить не удастся (Москва имеет право ветировать этот проект). В качестве альтернативы придётся несколько раз сжижать и разжижать газ, что сделает энергоносители неконкурентоспособными.
В заявлениях турецкого руководства, вообще, много фальши. Они так заботятся о крымских татарах, статусе Крыма и при этом уничтожают на собственной территории курдов, вторгаются в суверенную Сирию, пытаются «отжать» северные территории этой страны.
— Российская дипломатия активно настаивает на включение курдов в переговорный процесс в Сирии. Может быть, Анкара пытается банально отомстить РФ за активность на сирийском треке?
— Ситуация развивается таким образом, что положение Украины и Турции (как внутриполитическое, так и экономическое) деградирует. Когда у тебя валится экономика, ничего не остаётся как искать объединяющий нацию образ внешнего врага. Проблема в том, что когда внешняя политика не подкрепляется ресурсами, будущее правящих элит оказывается под вопросом. Авантюрное правление Эрдогана, репрессии в отношении военных, интеллигенции, гражданская война с курдами создают объективные предпосылки для смены власти в этой стране.
|